Из истории областной организации

В соответствии с постановлением ЦК КП(б)Б от 12.12.1944 года «О восстановлении профсоюзных организаций в Белорусской ССР» была создана Гомельская областная организация профсоюза работников начальных и средних школ, которая к 1950 году насчитывала в своих рядах 8419 членов профсоюза (охват составлял 95%), 341 первичную организацию, 1 городской, 15 районных комитетов, 2 студенческих профкома.
Возглавил областную организацию РЕУТ Никодим Семенович (до 1958 года).
Наиважнейшим делом профсоюза стало восстановление детских садов, школ, институтов. Это была напряженная работа по возрождению системы образования в области при отсутствии самого необходимого.
В 1948 году происходит объединение профсоюза начальных и средних школ с профсоюзом дошкольных учреждений. В 1956 году отраслевой профсоюз был переименован в профсоюз работников просвещения. А в 1957 году профсоюзы просвещения всех республик СССР объединились в единый профсоюз, в который вошли работники высшей школы и научных учреждений.
В 1954 году в связи с ликвидацией Полесской области в состав Гомельской областной профсоюзной организации вошла Полесская областная профсоюзная организация. В результате этого слияния и открытия новых образовательных учреждений количество членов профсоюза областной организации увеличилось до 18720 человек (96,5% охвата), первичных организаций – до 790.
Основными направлениями в работе профсоюза в то время были: проведение социалистического соревнования, укрепление трудовой дисциплины, осуществление госнадзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, охраны труда, ликвидация безграмотности (1953 год – из 10329 неграмотных обучено 9809), организация работы школьных производственных бригад, оздоровление, вопросы поощрения, награждения, культурно-массовая, физкультурно-массовая работа.
Таким образом, профсоюзная организация занималась всем тем, что обозначало условия труда и жизни членов профсоюза.
Профсоюзу отводилась роль воспитания, хозяйствования, управления. Председатели местных комитетов обязаны были проводить работу среди всех работников по своевременному повышению их идейно-политического уровня. В сети политпросвещения работало 740 кружков, в которых обучалось 9800 человек.
Кроме того, областная организация занималась вопросами жилищного строительства, распределением жилья, организацией туризма.
Активное участие профсоюз принимал в строительстве областного Дома учителя, который был сдан в 1950 году.
Под контролем находились вопросы шефской помощи детским домам (1951 год – 5 детских домов, над которыми шефствовали 12 предприятий), работа среди населения по текущему ремонту школ, заготовке топлива, организация воскресников.
Активное участие приняли профсоюзные организации в выполнении социалистических обязательств по подготовке к 1951-1952 учебному году, инициатором которого выступили учителя Василевичского района Полесской области.
В 1952 году отраслевой профсоюз работал по выполнению постановления Правительства в части строительства жилых домов для учителей сельской местности (из 5362 учителей на частных квартирах проживало 2244 человека). Ассигнования были выделены из средств самообложения.
На областной профсоюзной конференции 1954 года обсуждались вопросы по оказанию помощи органам образования в повышении качества учебно-воспитательной работы школ. Изучен и обобщен опыт посменной средней школы № 6 рабочей молодежи г. Гомеля по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Профсоюзы в этот период получили право управлять социальным страхованием. Денежные фонды направлялись на строительство образовательных учреждений, лечение, оздоровление. При областном комитете функционировали 2 пионерских лагеря (Сутковский и Сидельники), в которых ежегодно оздоравливалось около 700 детей работников системы образования.
В 1958 году в структуре областной организации насчитывалось 826 первичек, 20351 член профсоюза (97,6%). Увеличение численности связано с развитием системы образования области.
Председателем организации избран СТЕЛЬМАХ Антон Семенович (до 1962 года).
1959 год ознаменован небывалым политическим и экономическим подъемом в стране. Профсоюз активно включился в выполнение решений ХХ1 съезда партии, Закона Верховного Совета СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». До 24350 человек увеличилось количество членов профсоюза (99% охвата).
Учительские коллективы приложили немало усилий по созданию и организации работы ученических производственных бригад. В 1958 году их было 50 (2497 учащихся), в 1959 – 199 (11 тыс.человек).
Повысилась организационная роль производственных совещаний, которые содействовали улучшению учебно-воспитательного процесса, укреплению трудовой дисциплины, обобщению и внедрению лучшего педагогического опыта. Отмечалась хорошая работа Жлобинского, Мозырского, Лоевского, Житковичского, Рогачевского райкомов. Обобщен опыт работы средней школы № 10 г.Гомеля (председатель месткома Овсянникова К.В., директор школы Тимашков И.Я.) по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Значительная воспитательная и культурно-просветительная работа проводилась профкомами Гомельского и Мозырского пединститутов, Гомельского педагогического училища. Профкомы стали больше заниматься вопросами улучшения успеваемости, дисциплины. Велась работа по повышению роли профгрупп и факультетских профбюро в части политико-воспитательной и культурно-массовой работы.
Профсоюз совместно с органами образования проделал значительную работу по улучшению условий труда, устранению нарушений законодательства по вопросам приема, увольнения и поощрения работников, улучшению жилищно-бытовых условий. В области было создано 60 касс взаимопомощи.
В 60-е годы произошел количественный рост областной профсоюзной организации: с 21312 членов профсоюза в 1959 году до 40700 человек в 1969 году, первичных организаций – с 857 до 1041.
Председателем областной профсоюзной организации с 1962 по 1982 годы работала МОРОЗОВА Вера Филипповна.
В эти годы профактив области участвовал в партийно-советской работе, в реализации политики и задач государства. При профкомах действовали производственные совещания, женсоветы.
В обкоме, райгоркомах созданы отделы и комиссии по охране труда (1386 членов комиссий и общественных инспекторов). Эффективно работали эти комиссии в Железнодорожном (г.Гомель), Калинковичском, Мозырском райкомах.
В центре внимания обкома оставалась проблема сельского учителя. Так, в 1965 году на пленуме областного комитета рассматривался вопрос «О выполнении законодательства о льготах и преимуществах учителей сельских школ в области».
В 70-х годах ХХ века профсоюз участвовал в решении важнейшей задачи – выполнение Закона о всеобщем обязательном 8-летнем образовании. Областной комитет постоянно изучает на местах состояние всеобуча, работу групп продленного дня, рассматривает эти вопросы на президиуме, принимает практические меры по устранению выявленных недостатков, обобщает лучший опыт профсоюзных организаций.
Местные комитеты школ участвуют в работе по выявлению детей, неохваченных учебой. В Мозырском, Жлобинском, Ельском, Кормянском, Рогачевском районах достигнут 100%-й охват детей обучением.
В этот период уделялось большое внимание работе с педагогическими кадрами, повышению их образовательного уровня (высшее образование имели 45,4% педагогов). На президиуме областного комитета по этим вопросам заслушивались отчеты заведующих отделами образования и председателей комитетов профсоюза Ветковского, Рогачевского, Наровлянского, Хойникского, Брагинского, Жлобинского районов.
Состояние воспитательной работы среди членов профсоюза неоднократно рассматривалось на президиуме обкома, райкомов профсоюза. Все учителя были охвачены политическим просвещением. Проводились педагогические чтения, Дни учителя по актуальным вопросам учебно-воспитательной работы.
С целью улучшения работы с педкадрами обком профсоюза рассмотрел на президиуме вопрос о работе Добрушского и Гомельского райкомов по выполнению решений IV пленума «О задачах профсоюзных организаций по усилению воспитательной работы и укреплению социалистической дисциплины среди работников просвещения, высшей школы и научных учреждений».
Систематически профсоюз контролировал правильность применения действующей системы оплаты труда, выполнение трудового законодательства, правил техники безопасности, состояние жилищно-бытовых условий, физкультурно-оздоровительной работы.
В центре внимания областного комитета и работа профсоюзных организаций 2 высших и 7 средних специальных учебных заведений по организации обучения и воспитания, быта и питания студентов.
Большое внимание областной комитет уделял организационной работе по совершенствованию стиля работы первичных профсоюзных организаций, повышению их роли в развитии народного образования, улучшению уровня знаний учащихся, преодолению второгодничества.
В 70-х годах санаторно-курортное обслуживание работников системы образования, которое проводил областной комитет, достигло высокого уровня (в 1976 году было оздоровлено 10,5% от числа членов профсоюза).
Областной комитет, профсоюзные организации активно участвовали в проведении Всесоюзного смотра «Каждому молодому труженику – среднее образование».
По-прежнему в 70-х годах профсоюзы уделяли внимание идейно-политическому воспитанию, повышению культурного уровня работающих и студенческой молодежи, совершенствованию научно-педагогических знаний работников образования и основ педагогических знаний родителей. В области работало 312 университетов педагогических знаний и 157 филиалов (обучалось свыше 70 тыс.человек), 583 лектория (более 63 тыс.человек).
В зоне внимания профсоюзных организаций было и развитие художественной самодеятельности и народного творчества. Так, в 1979 году в области работал 731 кружок художественной самодеятельности, где занималось свыше 11тыс. работников просвещения. Традиционными стали смотры художественной самодеятельности в районах и городах.
Выполняя постановление ХVШ Пленума ЦК КПБ, профсоюзные комитеты принимали активное участие в оказании помощи колхозам и совхозам в заготовке кормов и других сельхозработах.
Совместно со спортивными обществами «Спартак», «Урожай», «Буревестник» профсоюз развивал физкультурно-массовую и спортивную работу. Районные комитеты ежегодно стали проводить круглогодичные спартакиады по многоборью комплекса ГТО.
Важным направлением в работе был вопрос контроля за медицинским обслуживанием работников отрасли. Так, в сравнении с 1977 годом заболеваемость с временной нетрудоспособностью снизилась в 1978 году на 100 работающих на 44,7 дня (ниже планового показателя на 76,6 дня). Хорошими показателями характеризовались Брагинский, Буда-Кошелевский, Петриковский, Октябрьский районы, Мозырский детский дом, Речицкая спецшкола для глухих детей.
За высокие показатели в республиканском соревновании за лучшую подготовку школ и детских учреждений к 1980-1981 учебному году Гомельская область (председатель КУРИЛОВ Владимир Яковлевич с 1982 по 2002 годы) награждена переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения БССР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, г. Мозырь – переходящим Красным Знаменем Министерства СССР и ЦК профсоюза за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании за улучшение условий работы сельской общеобразовательной школы.
В начале 80-х годов широкую поддержку профсоюза получила инициатива московских учителей «Реформе школы – самоотверженный труд, творчество и инициативу учителя». Отмечалось эффективное воздействие на повышение результатов труда почина «В профгруппе – ни одного нарушителя трудовой дисциплины и общественного порядка», движения «Честь и слава – по труду».
В первые годы после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) профсоюз активно участвовал в организации массовых выездов детей, матерей из наиболее пострадавших районов, в оздоровлении детей и педагогов. Усилилось внимание к контролю за соблюдением санитарно-гигиенического режима, охраны труда, трудового законодательства в отношении работников учреждений образования, которые находились в зоне отселения.
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ столетия в связи с наблюдавшимся в стране спадом производства, высокой инфляцией были уничтожены многие привычные для работников образования основы их социальной защиты. Профсоюз определил для себя основную цель – реальная защита профессиональных, социально-экономических прав и законных интересов трудящихся, создание системы социального партнерства с властью, нанимателями. Это было четко определено в документах 1-го съезда профсоюза работников образования и науки (1990 год), на котором были приняты временный Устав и Программа деятельности, провозглашена самостоятельность и независимость профсоюза от органов власти, политических партий и движений.
В это время стали уделять внимание созданию коллективных договоров, включению в него пунктов по улучшению материальных условий жизни, ликвидации задолженности по заработной плате, обеспечению занятости.
На пленумах, конференциях открыто принимались «пакеты» требований к партийным, советским органам, руководителям в плане улучшения положения учителя, его значимости в обществе. Поднимались вопросы освобождения педагогов от несвойственных им функций, улучшения медицинского обслуживания, жилищных условий. Высокий уровень доверия областной профсоюзной организации (1990 год – 55827 членов профсоюза, 99,9% охвата членством) позволил ей решать ряд проблем по улучшению социально-экономических условий жизни.
В течение 1993 года обкомом профсоюза направлены требования в Верховный Совет, Совет Министров Республики Беларусь о выполнении абзаца 7 статьи 34 по корректировке заработной платы педработников к уровню среднемесячного заработка служащих в промышленности. В декабре 1993 года был создан областной забастовочный штаб по координации предзабастовочной ситуации в связи с отсутствием корректировки заработной платы.
Проведены собрания в трудовых коллективах учреждений образования области. 40,4% работающих высказались за проведение забастовки.
В связи с принятием дополнительных мер по социальной защите педагогов (постановление Совета Министров от 7.ХП.1993 г. № 826, от 24.ХП.1993 года № 863) и постановлением от 4 января 1994 года № 2 об одноразовых выплатах в январе т.г. педагогическим работникам в расчете 102 тыс.руб. на ставку, профессорско-преподавательскому составу – 170 тыс.руб. на ставку и 20 тыс.руб. всем остальным работникам, трудовой коллективный спор между отраслевым профсоюзом и правительством Республики Беларусь прекращен.
Однако в силу сложившихся политических, социально-экономических обстоятельств, резким ухудшением жизненного уровня, конфронтации профсоюзов с Правительством Республики Беларусь с 1997 года (охват членством 98,7%) началось снижение численности членов профсоюза. В кризисном 2002 году областная организация сократилась на 3,5 тыс.человек, охват членством составил 96,4%.
Кроме того, внутриструктурные изменения в связи с реорганизацией сети общеобразовательных учреждений, выход из состава Гомельской областной организации Рогачевского райкома повлекли за собой сокращение первичных организаций (ср.2000 г. -1288, в 2002 г. – 1211). В апреле 2004 года Рогачевская районная организация возвратилась в областную организацию.
2002 год в развитии профдвижения – год кризиса, определенных потерь, внутрипрофсоюзных противоречий.
В апреле 2002 года председателем областной организации избран САБКО Вадим Александрович.
Особенностью этого периода являлся тот факт, что дважды пришлось подтверждать членство в профсоюзе личными заявлениями, взносы собирать наличными.
Важно, что областная организация сумела сохранить свое единство, не выйти из отраслевого профсоюза, остаться верной Уставу и принципам профсоюзного движения. Принято активное участие в республиканской отраслевой акции по сбору подписей под заявлением «За достойную оплату труда» (ноябрь, 2000 г.), в массовой акции ФПБ «Зарплату – на уровень цен» (март, 2002 г.). Велся диалог с органами власти по вопросам защиты прав членов профсоюза: по погашению задолженности по зарплате (2000, 2002 г.г.), средств на методическую литературу (2003 г.) и др. Важно, что все вопросы решались только на основе норм социального партнерства.
Проводимая работа и достаточная степень доверия со стороны членов профсоюза дала возможность укрепить организационное единство, совершенствовать формы и методы внутрипрофсоюзной деятельности, последовательно отстаивать позиции по важным вопросам занятости, условий и оплаты труда работников образования.
Авторитету областной профсоюзной организации способствовали и конкретные дела председателей райгоркомов Сурженко С.Т. (Лельчицкий РК), Круглик Л.П. (Гомельский РК), Ивлевой Г.С. (Центральный РК), Хромовой Т.И. (Советский РК), Малицкой Т.М. Жлобинский РК), Сподникайло П.М. (Железнодорожный РК) и многих других.
В 2012 году областную профсоюзную организацию возглавил Филипцов Николай Акимович. На современном этапе действия областного комитета профсоюза, его президиума, первичных организаций были направлены на выполнение Программы основных направлений деятельности Белорусского профсоюза работников образования и науки на 2010-2015 г.г. Совершенствуется и развивается система социального партнерства, форм и методов взаимодействия областного, районных и городских комитетов профсоюза, нанимателей и органов государственного управления. По наиболее значимым социальным и профессиональным вопросам проводятся совместные заседания президиумов, пленумов обкома и коллегии управления образования Гомельского облисполкома, областные семинары председателей райкомов и начальников отделов образования.
В соответствии с отраслевым соглашением в области действует 25 районных, одно областное соглашение и 1254 коллективных договоров.
Заключение соглашений и коллективных договоров позволяет решать вопросы охраны труда, нормирования и оплаты труда, согласования с комитетами профсоюза вопросов тарификации, материального стимулирования работников.
Во многих учреждениях действуют социально значимые для педагогов дополнительные льготы и гарантии, компенсации за проезд на работу в сельские школы, помощь в обработке индивидуальных земельных участков, дополнительные выплаты для молодых специалистов, предоставление им жилья, выплата стипендий детям педагогов, которые обучаются в педагогических средних специальных учебных заведениях и др. Все более утверждаются демократичность и гласность в коллективах, соблюдение принципов социальной справедливости в распределении доплат стимулирующего характера, материальной помощи остронуждающимся.
В коллективных договорах высших учебных заведений за счет средств внебюджетных источников предусмотрено дополнительное стимулирование труда: организуется бесплатная доставка транспортом учебных заведений приобретенной сельскохозяйственной продукции членам профсоюза; остронуждающимся в жилье выделяется общежитие по согласованию с профкомом и др. Хороший пример здесь подают ректорат и профкомы Гомельского государственного университета им.Ф.Скорины, Мозырского педагогического университета им. И.П. Шамякина.
Продолжается работа по участию в нормотворческой деятельности. Областным комитетом, райкомами, профкомами учебных заведений направлялись письма в Правительство, Национальное собрание Республики Беларусь, районные и городские исполкомы по проблемам защиты трудовых и социально-экономических интересов членов профсоюза.
Управление образования и обком профсоюза активно работают по организации и проведению областных конкурсов, способствующих повышению профессионального мастерства, созданию условий для труда и быта работников. Учреждена Благодарность за вклад в развитие системы образования области.
Создана техническая инспекция труда. В области работают 875 общественных комиссий и 2625 общественных инспекторов.
За 2010- 2014г.г. проведен мониторинг в 457 организациях и учреждениях. Выдано 119 представлений и 287 рекомендаций.
Ведется работа по организационному и финансовому укреплению профсоюзной организации. Это самая большая областная организация в отраслевом профсоюзе республики. На 1 января 2015 года на учете состоит 84978 члена профсоюза (в т.ч. 15497 учащейся молодежи), объединенных в 1257 первичных профсоюзных организаций. Охват профсоюзным членством составил 98,8%. В структуре Гомельской областной организации 25 районных комитетов, 8 профкомов сотрудников учреждений образования, 11 профкомов сотрудников учебных заведений (в т.ч. 4 вуза), 11 профкомов студенческой и учащейся молодежи.
Ежегодно проводится акция «Профсоюзы - детям».
В сфере деятельности областного комитета и проблемы защиты прав учащейся молодежи. Иногородние студенты обеспечиваются общежитием, работают 3 санатория-профилактория при высших учебных заведениях (Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины, Гомельский государственный технический университет им.П.О.Сухого, Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина). С каждым годом совершенствуются формы работы молодежного профактива.
Весьма актуальна работа с ветеранами педагогического труда, которых в области более 13000 человек, в т.ч. 696 инвалидов, 187 участников Великой Отечественной войны, 105 Заслуженных учителей БССР, СССР, Республики Беларусь.
Действуют 1 областной Совет, 25 районных Советов ветеранов, 627 первичных организаций, которые тесно сотрудничают с комитетами профсоюза. В коллективных договорах предусмотрены меры по социально-экономической помощи пожилым людям.
В создании музея истории образования Гомельщины большую помощь оказала Зарецкая Лидия Алексеевна, ветеран, Заслуженный учитель Республики Беларусь. В музее достойное место занимает и деятельность областной организации профсоюза.
Традиционно профсоюзные организации ведут физкультурно-оздоровительную и культурно-массовую работу, проводят фестивали художественного творчества, спартакиады и туристические слеты.
Последовательная и целенаправленная работа по выполнению Программы основных направлений деятельности Белорусского профсоюза работников образования и науки на 2010-2015 г.г., всех принимаемых документов позволила областной организации достойно прийти к очередному VIII съезду отраслевого профсоюза, который состоится в апреле 2015 года.
Есть твердая уверенность в том, что новая Программа основных направлений деятельности на предстоящий период, которая будет принята главным профсоюзным форумом, будет реализована в полной мере.
За 70 лет своей истории областная организация неоднократно претерпевал различные организационные перестройки и преобразования. Однако неизменными оставались её основные задачи и направления работы: содействие развитию и совершенствованию системы образования, укрепление трудовой дисциплины, регулирование социально-трудовых вопросов, повышение уровня благосостояния педагогических работников. Профсоюзные активисты всегда были заняты делом важным и нужным, за результаты которого спрашивали, с одной стороны, партия, с другой – трудящиеся. Но и профсоюзный актив, в свою очередь, участвовал в работе всех руководящих органов, и голос профсоюза был весом и значим.